Стэн Ли: история одной вселенной.

Новости Статьи
17 Июля 2018

От нас ушел гений. Стэн Ли умер в 95. Он прожил потрясающую, яркую, долгую жизнь. Он убедил нас в том, что волшебство существует, оно рядом, в наших фантазиях и сердцах. О смерти гения поведала дочь Стэна Джей-Си, назвав своего отца величайшим и достойнейшим человеком. Этим летом мы публиковали большой материал о неподражаемом Стэне Ли. Предлагаем вам вспомнить его и еще раз окунуться в мир магии, который подарил нам Мастер.

Сегодня Стэн Ли – икона. Создатель великой вселенной Marvel – полубог для своих фанатов. Его личность и жизненный путь действительно завораживают. Недавно вышедшая биография – тому подтверждение. Мы отобрали интересные факты из жизни одного из самых главных “волшебников” современности, доказавшего, что пределов фантазии не существует. Особенно если ты – Стэн Ли.

На формирование личности Стэнли Либера (так зовут гения в миру) повлияла, как его семья, так и эпоха, в которую он родился. Америка переосмысливала глобальные потрясения и безумие Первой мировой войны, чьё наследие переросло в Великую депрессию и оставило миллионы семей один на один со своими проблемами. Нищета была “родной” в жизни его родителей Джека и Селии, они всё время в чём-то нуждались. По этой причине возникали многочисленные скандалы, и, в результате, любовь разбилась об "лодку быта". Пара развелась. Постоянная нужда оставила в сердце Ли психологическую засечку. На протяжении всей жизни он будет бояться остаться без денег, а потому отдаст себя всего работе, до фанатизма.

Будучи подростком, Стэн уже работал на Timely Comics и не мог поверить своему счастью, что сам Джо Саймон, главный писатель и шеф-редактор компании пожимает ему руку. 8 долларов в неделю! Да об этом можно было только мечтать! Мальчика долго не допускали к помощи в публикациях. Сначала он работал посыльным, потом наполнял чернильницы авторов, а иногда парню и вовсе приходилось стирать карандашные метки с отредактированных страниц. Стэнли шёл на всё, лишь бы проводить как можно больше времени в компании двух великих мастеров Саймона и Кирби. Мальчик впитывал всё, как губка.

Ли был свидетелем работы величайших талантов отрасли комиксов того времени. В конце 30-х комикс-индустрию лихорадило от успеха. Лидером сегмента была компания DC Comics. Джерри Сигел и Джо Шустер создали Супермена. После долгого пути к публикации герой появился на обложке первого номера Action Comics, поднимающий автомобиль над головой. Успех был настолько ошеломительным, что Action Comics продали более миллиона копий выпуска за месяц для DC Comics. При этом, Сигел и Шустер заработали всего 130 долларов, так как отдали права на персонажа издательству, как почти все авторы в то время. Шеф и родственник юного Стэна Ли – Мартин Гудмен не мог сидеть, сложа руки. Так появился Человек-факел и печальный атлант Нэмор. Первый выпуск был продан в количестве 80 000 экземпляров. Конечно, далеко до успеха Супермена, но стабильная популярность позволила Marvel Mystery Comics занять свою нишу.

Создатели Супермена Джерри Сигел и Джо Шустер

Стэн очень много лет работал на Гудмена, на компанию, в качестве человека, который был вынужден следовать видению боссов. Тем не менее, он обожал свою работу. Ему казалось, что он счастливчик: теперь у него хорошая зарплата, отличные апартаменты и множество женщин. Кстати, о них. Однажды кузен Стэна познакомил его вслепую (да, в сороковые не было Tinder и Facebook) c моделью и актрисой Джоан Клэйтон Букок. Ли влюбился с первой секунды, выпалив, что любит её и рисовал лицо девушки с детства. Вскоре они стали встречаться. Джоан пришлось уехать в Рино, чтобы развестись с мужем, а Ли страшно переживал, что за дамой его сердца начнут увиваться толпы поклонников.

После того, как он получил её письмо, которое начиналось словами “привет, милый Джек”, он понял, что тянуть нельзя, а то завтра она назовёт его ещё чьим-то именем, а потом и вовсе забудет, поэтому он немедленно поехал за ней и убедил девушку выйти за него замуж.

Стэн зарабатывал хорошо, издательство комиксов выпускало стабильно популярные серии, однако потом началась настоящая “охота на ведьм”. Благодаря выступлениям и призывам психиатра Фредерика Вертхэма люди сжигали комиксы на улицах. Вертхэм считал, что это главное зло, порождающее преступные мысли, извращённые идеи и видел прямую связь между ними и малолетними преступниками. Всё зашло настолько далеко, что был введён, так называемый, “код Хейса”. Теперь деятелям искусства приходилось следовать строгой цензуре. Каждый месяц, специальный совет издавал список, в который попадали запрещенные к продаже комиксы. Это был коллапс для индустрии, удар по всем издательствам и стагнация развития общества в целом, ведь когда появляется цензура – останавливается прогресс.

Проблемы коснулись Гудмена и Ли. Вы удивитесь, но дело дошло до такого отчаяния, что Гудмену пришлось умолять главного конкурента Independent News, которой управляла DC Comics, чтобы те распространили его каталог комиксов “Атлас”. Это был единственный способ для Гудмена спасти свою империю. Боссы DC Comics дали добро Independent News и корпорация подписала контракт на выпуск восьми выпусков в месяц. За ночь отдел восстал из пепла. Ли с Гудменом работали на износ. Стэн, который к этому моменту возглавлял департамент, был, тем не менее, вынужден увольнять сотрудников одного за другим. Это привело гения к депрессивным состояниям. Стэн вспоминал: “мы были крысами на тонущем корабле. Надо было что-то делать, куда-то сматываться”.

Мартин Гудмен

Кто бы мог подумать, что рождение в головах трёх талантливых людей Ли, Кирби и Дитко идеи о "Фантастической четвёрке "перевернёт их жизни, положит начало новой вселенной и уковечит их имена в истории? Никто. Но произошло именно так. На тот момент Ли было около сорока. Он решил создать команду супергероев, которая поможет издательству дать о себе знать. Главной фишкой успеха стал тот факт, что Стэн Ли впервые в истории комиксов “очеловечивал” персонажей.

“Я хотел создать нереальную реальность. Возьмите необычных людей, поместите их в необычные условия и заставьте их вести себя так, как любой обычный человек. Ни одна публика не останется равнодушной ” – говорил он.

Энтузиазм фэнов и пачки писем, приходящих в офис Marvel, определили переломный момент в карьере мастера. В 61-м году "Лига справедливости Америки" от DC получила главную награду Academy of Comic Book Arts and Sciences, как лучший комикс года, а уже в следующем – "Фантастическая четверка". Так началась революция Marvel.

"Человек-Паук" станет тем героем для Стэнли, который канонизирует его имя и впишет в историю огромными буквами. Этот супергерой появился в 62 году и тоже не без риска. Мартин Гудмен, услышав идею Ли о подобном герое, чуть с ума не сошёл. Причем, не от счастья. Он категорически не хотел публиковать ничего, что могло бы породить противоречивые ассоциации у поклонников. Гудмен был уверен, что пауки вызывают у людей страх и неприязнь, а тут ещё история подростка-лузера. Ни один тинейджер, по мнению Мартина, не мог быть героем, а способен был вызвать лишь сожаление.

В одном из своих интервью, Стэн сказал о Гудмане:

“Мартин был хорош в том, что делал, а делал он много денег, но был лишён амбиций. Он хотел, чтобы всё оставалось на местах. Я же не мог выкинуть Человека-Паука из головы.”

Стэнли пошёл на хитрость. Так как Гудман не давал ему возможность печатать историю о Спайдермэне в своих основных сериях, Ли скооперировался с Дитко и Кирби. Стэн писал сценарий, в то время, как двое художников рисовали сцены. Затем они разместили героя на обложке одной из не самых популярных серий комиксов. И всё. "Человек-Паук" произвёл небывалый фурор. Мастерское противопоставление обычного парня Паркера толпе – завораживало подростков. В нём миллионы тинейджеров видели себя.

Знаменательно: когда пришли отчёты продаж, Гудмен ворвался в офис Ли, и сияя, воскликнул:

“Стэн, помнишь твою ту идею о Человеке-Пауке? Ну, ту, которая мне так понравилась? Почему бы нам не издать целую серию?”

Для создания новых героев, коих после Паука появилась масса, Ли черпал вдохновнение в классической литературе. Таким образом, Халк появился из черт Франкенштейна и Доктора Джекила. Однако, мало кто знает, что первый успех Халка был недолгим. Всего через полгода после первого появления в комиксах, люди стали терять к нему интерес и только хитрый ум Стэна Ли помог вдохнуть в персонажа вторую жизнь и сделать его одним из самых культовых героев Marvel.

Тор возник из-за увлечения Ли Шекспиром, а многие характеры персонажей и сюжетные перипетии были вдохновлены произведениями Эдгара Аллана По и Александра Дюма. Кроме того, образ Шерлока Холмса Артура Конана Дойля помогал Стэну в создании “правдоподобности” героев. Когда Ли предложил Гудмену создать персонажа, богатого красавца и производителя оружия, тот в очередной раз покрутил пальцем у виска. Зная, что делать в такой ситуации, Ли вместе с художником Доном Хеком принялся за Тони Старка, ставшего Железным человеком.

Анализируя фидбэки фанатов, Ли понимал, что есть большая потребность в командных героях. Казалось, что одной Фантастической четвёрки мало на этой сцене. Тогда появились Мстители, состоявшие из Тора, Осы, Человека-муравья, Халка и Железного человека. Наконец, у Ли появились супергерои, достойные выступить против продукта DC.

Что интересно: первоначальные серии “Людей Икс”, выходившие с 63 го по 79 год никогда не обеспечивали большие цифры продаж, поэтому через несколько лет Ли “заморозил” персонажей, чтобы вплотную заняться более прибыльными сериями.

Будучи редактором и арт-директором, Ли направлял стиль компании, работая с художниками и писателями, которым мог доверять полностью. Успех супергероев Marvel привёл к увеличению давления на всех участников творческого процесса, вынуждая работать быстрее. Широко известным стал эпизод, когда Ли нанял трёх секретарей, которым он по очереди надиктовывал сюжет, в то время как двое других непрерывно печатали.

К середине 60-х образ Стэна Ли для Америки стал настолько родным, что люди воспринимали всё, что выпускала Marvel, будь то сувенирная продукция или футболки с цитатами автора, как личные послания Стэнли. Клубы поклонников Marvel появляются почти в каждом колледже страны. Рост продаж продукции становится колоссальным. Если в 60-м Marvel продала 16,1 миллиона копий комиксов, то в 65-м уже 35 миллионов.

Трудоголизм и перфекционизм Ли стали корпоративным признаком компании и вдохновили нанятых писателей на такую же изнурительную работу. Но несмотря на все усилия, в то время DC Comics по-прежнему контролировала отрасль. Неизбежная смена взлётов и падений, присущая любому рынку, привела к кризису индустрии. Интерес к комиксам к концу шестидесятых заметно упал, а роль телевидения стала доминирующей. “Человек-Паук” был самым продаваемым комиксом Marvel, но занял лишь 14-е место в списке продаж. Семидесятые были страшным десятилетием для Стэна и компании. Тогда Ли стал официальным стратегом, заняв позицию издателя комиксов Marvel, и только он решал, какие журналы печатать и темы затрагивать. В середине 70-х слава Стэна вновь возросла. Тогда репортер Chicago Tribune называл его “создателем современной мифологии” и “Гомером поп-культуры”. Оба этих звания прочно прикрепились к мастеру, как “король поп-музыки” к Майклу Джексону. Авторитет Ли стал настолько незыблемым, что ведущие университеты мира приглашали его читать лекции, что он и делал с большим удовольствием.

Новые высоты героев Marvel были не за горами. В 77-м году, фильм Джорджа Лукаса “Звёздные войны” продемонстрировал руководству студий жизнеспособность научной фантастики в кино. Через год “Супермен” выходит на большой экран, доказав, что герои могут жить не только на страницах журналов, более того, в кино они чувствуют себя ещё комфортней. Первым, кто прорвался на экраны из вселенной Marvel был Халк, став большим телехитом в США, но имевшим просто немыслимый успех в Британии. "Халк" заслужил звание самого популярного шоу Marvel того времени. CBS также перенесла на телеэкраны "Человека-Паука", "Доктора Стренджа" и "Капитана Америку". Паук имел наибольший успех в телеформате и занял первое место в списке ТВ-продуктов за 78-й год по версии Nielsen. Стэн же, напротив, ненавидел сериал про Паркера. Он считал, что этот формат губит главное: характер героя и всю систему его ценностей.

В течение многих последующих лет Marvel Productions объединилась с новыми продюсерами, чтобы создавать телесериалы за рамками вселенной Marvel.

В 89-м президент США Рональд Рейган сказал в своём интервью, что начинает утро с комиксов о “Человеке-Пауке”. Эти слова символизировали бесповоротный и окончательный триумф Стэна Ли, повсеместное признание автора. На тот момент создателю исполнилось 66 лет, но он был полон энергией и энтузиазмом. В том же году компанию Marvel продают за 100 миллионов долларов. Дальновидный магнат Перельман, вложивший 10% собственных средств в покупку, тогда сказал пророческие слова:

“Это маленький Дисней с точки зрения интеллектуальной собственности.”

Рональд Перельман

Тем не менее, в 96-м году компания потерпела неудачу под руководством Перельмана и потеряла 48 миллионов долларов, а за день до семьдесят четвёртого дня рождения Ли, Перельман объявил о банкротстве Marvel, и уже в декабре следующего года судьба “чуда” оказалась в руках попечителя по имени Джон Гиббонс.

К общему удивлению, первой полнометражной экранизацией многострадальной студии Marvel стала история о Блейде, которого сыграл Уэсли Снайпс. Картина собрала 131 миллион долларов в прокате. “Люди Икс”, вышедший в июле 2000 года заработал 54,5 миллиона за первые выходные. Стэн Ли начал светиться в эпизодах фильмов Marvel, что позже станет визитной карточкой гения по сей день.

Интересным фактом также стоит отметить сотрудничество Ли с Хью Хефнером, отцом Playboy. Стэн работал над анимационным шоу “Суперкролики Хефа”. Подобно Ангелам Чарли, Хефнер посылал своих девушек на демократические миссии по спасению мира.

В 2002-м Ли подаёт в суд на Marvel за несоблюдения выплат. Компания должна была ему 10% от всей прибыли, но реальность оказалась далека от этих цифр. В 2005 году суд вынес решение в пользу Ли. Ко всему прочему, мастеру заплатили 10 миллионов долларов в качестве компенсации. Учитывая тот факт, что все фильмы Marvel, выпущенные с 2000 по 2005 годы заработали около 2 миллиардов долларов, её сумма выглядела довольно скудно.

“Мои чувства были сильно задеты” – говорил Ли. “У меня всегда были отличные отношения с компанией. Я ощущал себя её частью”.

Новая волна гиперуспеха пришла с выходом первой части “Железного человека”. Фильм принёс 585 миллионов долларов в прокате, а короткие появления Стэна перенесли его на новый уровень обожания публикой. В ноябре 2008-го Джордж Буш наградил Стэнли Национальной медалью в области искусств и Национальной гуманитарной медалью. Сделал он это во время специальной церемонии в Белом доме. Эта награда является наивысшей в области гуманитарных дисциплин в США.

В 2012 года Ли запустил свой канал на YouTube, назвав его “Мир героев Стэна Ли”, а в 2013-м он уже появляется в ряду своих героев в игре “Лего Супергерои Marvel”. Его можно выбрать в качестве игрового персонажа, со своими суперспособностями. В позапрошлом году, в возрасте 93 лет, Стэн начал серию “финальных появлений”, подобно тем, которые проводят профессиональные спортсмены, проводя свою последнюю игру. В 2016 году, когда у Маэстро спросили, каково вдохновлять целые поколения, он задумался и ответил:

“Ощущение невероятное, когда я думаю об этом. К сожалению, у меня мало времени, чтобы думать о таких вещах, но когда я это делаю…”

– его голос утихает и Стэнли не находит слов, для того, чтобы закончить предложение.

Мир Стэна Ли уникален, его жизнь – великая драма с приключениями, но главный секрет его энергии, пожалуй, в том, что он всегда верит в то, что делает, зажигается в новых проектах, как искра и всегда думает о том, каким будет его герой завтра.

В этом нам всем стоит поучиться у мистера Ли, великого волшебника своего времени.

По материалам книги Боба Батчелора "Стэн Ли: создатель великой вселенной Marvel".
Автор: Mr.Slan